Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинет учителя-логопеда расположен на втором этаже здания детского
сада и совмещен с кабинетом педагога-психолога и музыкального
руководителя.
Оборудование кабинета:
а) – столы, стулья
- зеркало (60х80)
- наборы карандашей, фломастеров
б) – методическая литература
- диагностические пособия
- пособия по формированию звукопроизношения
- пособия по формированию связной речи
- перспективные и календарные планы
- речевые карты
- игры по формированию лексических средств языка
- игры по обучению чтению
- набор заданий по обучению пересказу, формированию связной речи
- пособия по формированию голоса, дыхания, упражнений для языка,
слухового внимания
- пособия по формированию мелкой моторики кисти руки
- конспекты занятий
- консультации для педагогов
- консультации для родителей
- фотоматериал
наглядный и раздаточный материал:
- иллюстрации
- словесные игры, настольные игры
- наборы игрушек для формирования лексико-грамматической стороны речи;
- наборы сюжетных картинок
- картины для рассматривания
- карточки с лексическим материалом по формированию произношения
- предметные картинки
- материал для развития мелкой моторики рук:
- шнуровки
- разрезные картинки
-мелкие предметы
-лото
-трафареты для штриховок
-пальчиковый бассейн
- набор музыкальных инструментов для формирования темпа, ритма,
дыхания
Кабинет педагога-психолога совмещен с кабинетом учителя-логопеда и музыкального руководителя.
Всё пространство кабинета условно разделено на следующие зоны:
1. Консультативное пространство оснащено столиком и стульями.
2. Игровое пространство включает полки с игрушками, стол и 4 детских стульчика.
3. Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным столом, стеллажами для книг и пособий, шкафом для рабочих папок.
Литература подобрана по следующим разделам:
—по общей психологии (включая словари);
—по детской психологии и возрастным особенностям детей;
—коррекционно-развивающая;
—по диагностике уровня развития детей;
—для родителей; —периодические издания;
—по организации психологической службы в ДОУ.
Игровое пространство включает:
1) набор мозаик из пластмассы;
2) пазлы;
3) пирамиды, матрешки;
4) конструктор (типа «Лего»);
5) сюжетные кубики;
6) небольшой набор строительного материала;
7) куб форм (с прорезями);
8) различные головоломки;
9) «Умные шнуровки»
10)тематические игры «Азбука настроений», «Волшебное путешествие», «Четвертый — лишний», «Логический поезд», «Логические цепочки», «Что сначала, что потом» и т. д.;
11)маски с различным эмоциональным выражением;
12)различные виды кукол: перчаточные; мягкие (девочка, медвежонок, леопард, коровка, бычок, щенок); мальчик и девочка;
13) игрушки-сюрпризы с включением движения, цвета и звука;
14) наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-сюрприз»): —деревья; здания, дома; мебель; машинки; посуда; дикие животные; домашние животные; древние животные (динозавры); солдатики; самолеты, вертолеты, лодки; драгоценности, клады; пупсы, люди; фантастические персонажи; лопатка, совок, ведерко; оружие, бытовые приборы; семья людей;
15)разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры, карандаши)
16)диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.).
17) шкатулка с прищепками
18) волшебный мешочек
19) счетные палочки
20) сюжетные картинки
21) детское лото (классификация животных, птиц, рыб и т.д.)
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий с воспитанниками МБДОУ «Детский сад № 11» находятся в групповых помещениях и на территории детского сада. Помещения групп, в которых проводится воспитательнообразовательная работа с детьми, оснащено наглядными пособиями, игровым оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
1. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает: - игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); - двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; - возможность самовыражения детей.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Подробнее об оснащении групп можно посмотреть в паспорте групп.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека является составной частью методической службы Детского сада и включена в образовательный процесс с целью обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
Деятельность библиотеки регламентируется Положением о библиотеке, которое не может противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Уставу Детского сада. Библиотека детского сада находится в методическом кабинете Детского сада. Библиотечный фонд представлен детской художественной литературой (на стеллажах, в зоне доступа дошкольников), нормативно-правовыми источниками и методической литературой по всем направлениям развития воспитанников, а также другими информационными ресурсами на различных носителях (DVD- дисках, CD-дисках и т. д.). Обслуживание участников образовательного процесса организуется в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями. Родители (законные представители) воспитанников на добровольной основе могут пополнять фонд библиотеки изданиями детской художественной литературы, а также другими информационными ресурсами на различных носителях (DVD- дисках, CD - дисках и т. д.).
Наличие оборудованных объектов спорта
Открытая спортивнвя площадка расположена на территории МБДОУ «Детский сад №11» и оснащена спортивным оборудованием:
- стойка для метания в цель:1;
- стенки для лазания: 2;
-баскетбольная зона;
- скамейка:2.
Использование открытой спортивной площадки ведется в период времени, с доступными согласно нормам СаНПиНа температурными показателями воздуха и благоприятным метеорологическим фактором для занятий.
Для осуществления образовательной деятельности используются следующие мероприятия:
- оздоровительная работа,
-спортивные досуги и развлечения, в т.ч. взаимодействие с семьями детей,
-открытые занятия;
-учебно-тренировочные занятия;
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы МБДОУ "Детский сад №11" .
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В МБДОУ "Детский сад №11" имеются следующие средства обучения:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, микроскоп, колбы, и т.д.);
- спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари), и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительные центры (физкультурные уголки в группах), в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям. Центры здоровья и физкультуры, в которых имеется различное оборудование.
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.
Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники, огород, имеется уголок леса.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен образовательной программой дошкольного образования МБДОУ "Детский сад №11".
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Каталог электронных образовательных ресурсов
1. Компакт-диск «Образовательное пространство ДОУ» предназначен руководителям, методистам, воспитателям, музыкальным 1 работникам, инструкторам по физической культуре. Педагогам дополнительного образования. Издательство Учитель, 2009
2. Электронная книга «Ранний возраст: планирование работы с детьми» Доронова Т.Н., Доронов С.Г.. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием 1 игрушек. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2009
3. Видеофильм «Родители в детском саду». Методика организации работы по взаимодействию педагогов и родителей в детском саду, 1 консультация для родителей «Выбираем игрушку». Автор С.Мусиенко ООО Линка-Пресс, 2008
4. Видеофильм «Путешествие по мини-музеям детского сада» Н. Рыжова. Методические рекомендации по организации, оформлению 1 мини-музеев, исследования и игры детей. ООО Линка-Пресс, 2008
5. DVD Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность. Методические рекомендации к созданию и 1 оформлению экологического паспорта ДОУ, построению развивающей среды Н. Рыжова.
6. Фотосессия Среда для общения с природой: уголки природы, зимние сады, эко-комнаты Н. Рыжова. Варианты уголков природы, экологических комплексов, зимних садов, экологических комнат в 1 детском саду, рекомендации по из использованию. ООО Линка-Пресс, 2009
7. DVD Экологические игры Н. Рыжова. Классификация, создание и использование развивающих игр экологического содержания. 1 ООО Линка-Пресс, 2009
8. DVD Экологическая тропинка в детском саду Н. Рыжова. Классификация, создание и рекомендации по использованию. 1 ООО Линка-Пресс, 2009
9. Видеофильм «Ребенок исследователь» Н. Рыжова. Методические рекомендации по организации познавательно-исследовательской 1 деятельности в детском саду. ООО Линка-Пресс, 2008
10 1 Всероссийский интерне-марафон учебных предметов. День дошкольного работника. Материалы мастер-классов. Издательский 1 дом 1 сентября 2008
11. Электронная библиотека программы «От рождения до школы» Практическая энциклопедия дошкольного работника. В.В. Гербова Развитие речи в подготовительной к школе группе детского сада. 1 Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, художественные произведения для работы с детьми, наглядный материал. «Мозаика-Синтез» 2013
12. Электронная библиотека программы «От рождения до школы» Практическая энциклопедия дошкольного работника. В.В. Гербова 1 Развитие речи в старшей группе детского сада. Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, художественные произведения для работы с детьми, наглядный материал. «Мозаика- Синтез» 2012
13. Электронная библиотека программы «От рождения до школы» Практическая энциклопедия дошкольного работника. В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа. Программа, 1 методические рекомендации, конспекты занятий, художественные произведения для работы с детьми, наглядный материал. «Мозаика- Синтез» 2012
14. Электронная подписка на газету «Дошкольное образование» Первое сентября 2011-2014 гг.
15. Методическое пособие с электронным приложением «Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровье сберегающая 1 педагогическая система: модели, подходы, технологии». М. : Планета 2011
16. Методическое пособие с электронным приложением «Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях» 1 В.С. Басюка, Е.А. Мухарская, М.: 2011 17. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи 2 «Игры для Тигры» (логопедическая коррекционная программа)